методы определения кислотности почвы

Нормальный рост, развитие растений и обра­зование урожая у сельскохозяйственных культур тесно связаны с различными факторами внешней среды. Одним из них является почва, обеспечи­вающая растение элементами минерального пита­ния (азотом, фосфором, калием, серой, магнием, кальцием, железом), а также разнообразными микроэлементами. Недостаток их компенсируется внесением удобрений. Однако многолетние наблю­дения показали, что в ряде случаев, даже если в почве имелось достаточное количество элемен­тов питания, растения были угнетены, плохо развивались, не давали желаемого урожая. По- этому методы определения кислотности почвы должны быть известны всем садоводам — огородникам. Оказа­лось, что очень важно для получения хорошего урожая учитывать кислотность почвы.

Этот показатель обозначают условно pH, а его степень — соответствующей цифрой. В агрохи­мической службе страны принято отсчет кислот­ности вести от pH 7. Такая почва называется нейтральной. Если pH выше 7, то она щелочная, если ниже — кислая. Классификация почв по кислотности приведена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация почв по кислотности

 

Степень кислотности

Величина pH

Сильнокислая

До 4

Кислая

4—4,5

Среднекислая

4,6—5

Слабокислая

5,1—6

Близкая к нейтральной

6,1—6,5

Нейтральная

7

Слабощелочная

До 7,5

Щелочная

7,5—8

Сильнощелочная

8—10

 

На кислотность почвы различные растения реагируют по-разному. Наиболее распро-странен­ные овощные — капуста (все разно-видности), столовая свекла, морковь, салат, лук, сельдерей, петрушка, чеснок, редис, кабачки, томаты, хрен, ревень, шпинат — требуют для своего развития почв от слабокислых до слабощелочных (pH 6—7,2). Такие же почвы предпочитают и многие цветочно-декоративные растения — аст­ры, левкои, розы, хризантемы, кохия, агератум и др.; ягодные кустарники — смородина черная, красная, белая.

В слабокислых и близких к нейтральным почвам нуждаются яблоня, слива, вишня, пшеница, ячмень, кукуруза, фасоль, горох, бобы, брюква, турнепс, огурцы, шиповник, колокольчик, примула, пеларгония и др.

Умеренную кислотность переносят малина, гру­ша, земляника, крыжовник, репа, редька, тыква, морковь, томаты и др. Повышенную — карто­фель, щавель, гортензия. Оптимальная же кислот­ность для большинства садовых и огородных культур — pH 5,5—6,5, т. е. почва должна быть от слабокислой до почти нейтральной.

На территории нашей страны преобладают поч­вы с pH ниже 7. Немало их и с высокой кислот­ностью. Этот показатель обусловлен наличием в почве органических кислот. Они образуются в процессе гниения остатков растений и животных при отсутствии аэрации почвы. Таковы, например, торфяники. Кислоты в почве накапливаются, когда атмосферные осадки, весенняя талая вода вымывают из нее кальций и магний. Этот процесс характерен для подзолистых почв, поэтому они имеют, как правило, высокую кислотность. Такие почвы занимают обширные территории в нашей стране. Кислотность их может повыситься в результате систематического применения мине­ральных удобрений, особенно таких, как сульфат аммония, хлористые аммоний и калий, аммиач­ная селитра.

На кислых почвах растения плохо усваивают элементы питания. Значительная часть внесенных удобрений, например фосфорных, переходит в не­растворимую, трудно доступную для растений форму. При высокой кислотности в почве накапливаются вредные для них вещества, в част­ности алюминий и марганец, токсично дейст­вующие на растения. В кислых почвах плохо развиваются бактерии. Это значит, что замедляет­ся переход перегноя в растворимые минеральные соли. Кроме того, кислые почвы весной плохо просыхают, а потом быстро пересыхают и по­крываются коркой. Сильнокислую и кислую поч­ву не переносят дождевые черви, отсутствие которых ощутимо снижает ее плодородие.

Высокую кислотность можно уменьшить путем известкования. Известь также обогащает почву кальцием, улучшает ее водный и воздушный режим, стимулирует развитие микроорганизмов, а вследствие этого усиливает разложение орга­нических веществ и переход их в усвояемое для растений состояние. Кальций, входящий в состав извести, способствует развитию корне­вой системы растений, что ведет к повышению урожая: зерновых культур — до 4 ц/га, картофеля — 5—15 ц/га.

кислотность

Тип почвы

Глинистаяисуглинистая Песчанаяисупесчаная
сильнокислая 500-600 300-400
кислая 400-500 250-300
среднекислая 300-400 200-250
слабокислая 250-300 Не известкуют
нейтральная Не известкуют То же

Количество вносимой извести зависит от меха­нического состава почвы и ее исходной кислот­ности (табл. 2).

Таблица 2

Примерные нормы внесения извести в почву (в г на 1 м²)

 

Как правило, известкование производят осенью. Сначала известь разбрасывают по поверхности почвы, а затем проводят зяблевую вспашку (перекопку), в процессе которой ее заделывают на глубину обрабатываемого слоя (обычно на 20 см). Наибольший эффект дает измельченная известь. Промышленность специально для извест­кования почв выпускает известь-пушонку.

Известкуют почву, как правило, один раз в 10—12 лет. Повторное известкование зависит от почвы и ухода за ней. Заметим, что если после этого процесса в качестве удобрени вносится навоз, то обычно повторное внесение извести не требуется. Оно необходимо в том случае, если в почву вносятся преимущественно минеральные удобрения.

Однако, прежде чем принимать меры к сниже­нию кислотности, необходимо определить ее степень, т. е. pH почвы (см. табл. 1). Дело в том, что количество вносимой извести может оказаться избыточным. Это отрицательно скажется на расте­ниях. При избытке извести в почве некоторые элементы питания, например калий, усваиваются ими хуже. Часть микроэлементов переходит в труднорастворимое состояние.

Точное определение кислотности проводят в специальных агрохимических лабораториях. Но школы не всегда могут воспользоваться их услугами. Предназначенный же для этого несложный прибор Алямовского приобрести непро­сто. Наиболее доступно определение кислотности почвы при помощи лакмусовой (индикаторной) бумаги. Только надо иметь в виду, что в этом случае значение показателя будет примерным. В разных отделах участка выкапывают отвесные ямы на глубину плодородного слоя. По их стенкам сверху вниз берут тонкий слой почвы, которую тщательно перемешивают. Взятую пробу, а если ее много, то часть, увлажняют дождевой или дистил­лированной водой и прикладывают к ней лакмусо­вую бумагу. Последняя окрашивается в зави­симости от кислотности почвы в разные цвета (табл. 3).

Окраска

Индикаторной

бумаги

Примерная

кислотность

Красная

Сильнокислая и кислая

Розовая Среднекислая
Желтая Слабокислая
Зеленовато-голубая

Близкая к нейтральной

Синяя Нейтральная

 

Таблица3

 

Лабораторная работа. Определение кислотности почвы

Материалы и оборудование: техни­ческие весы; колбы на 100 мл (в 2 раза больше, чем количество почвенных проб); воронки (по чис­лу почвенных проб); лакмусовая бумага, стек­лянные палочки (по числу почвенных проб); фильтровальная бумага, ножницы, дистиллирован­ная или дождевая вода; мензурка.

Ход работы.

1.   Взять пробы почв из разных отделов участка. Отвесить из каждой по 20 г почвы.

2.   Всыпать отвешенные пробы почвы в колбы. Влить в них по 20 мл дистиллированной или дождевой воды, взболтать содержимое и оставить в покое на 1 ч.

3.  Изготовить фильтр из обычной фильтроваль­ной (промокательной) бумаги. Для этого надо

вырезать из нее квадрат размером 20—25 * 20—25 см и дважды согнуть его пополам. Получился четырехугольник из четырех слоев. Отогнем один из них — будет бумажная воронка, одна сторона которой состоит из одного слоя бумаги, а другая — из трех. Таких фильтров надо изготовить столько, сколько взято проб. Вложить фильтры в воронки и вставить их в пустые чистые колбы.

4.   Профильтровать почвенные растворы, памя­туя, что воду в воронку надо лить осторожно, лучше всего по стеклянной палочке. В противном случае от сильной струи она может прорваться, и работу придется переделывать.

5.   Испытать лакмусовой бумагой профильтро­ванные растворы, сравнить окраску ее с данными табл. 3, что позволит сделать вывод о степени кислотности почвы в данном отделе участка.

Оставьте свой отзыв

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Сайт соответствует положениям Федерального закона «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»